#

Рейтинг поставщика в SRM-системе управления закупками/снабжением на базе Битрикс24 + ИИ

Усиление переговорной позиции

Снижение риска срыва поставок до 90%

Минимизация времени на выбор поставщика

Выбор надежного поставщика — это стратегическое решение, которое напрямую влияет на прибыльность и устойчивость бизнеса. Наша SRM-система предоставляет централизованный инструмент для объективной оценки контрагентов, превращая разрозненные данные в единый, прозрачный рейтинг. Этот функционал, усиленный интеллектуальными возможностями ИИ-агентов, позволяет принимать решения в выборе партнера, основываясь исключительно на фактах, минимизируя возможные риски.

ПРОБЛЕМАТИКА

Без объективной системы оценки поставщиков, компании сталкиваются с системными проблемами, которые приводят к финансовым потерям, операционным сбоям и снижению конкурентоспособности. Решения, основанные на интуиции или личных отношениях, создают "слепые зоны" и увеличивают риски.

Ловушка «хороших отношений», ведущая к переплатам

Менеджеры годами работают с одними и теми же поставщиками, доверяя им. Однако за ширмой сложившихся "партнерских отношений" скрывается реальность: цены растут выше рынка, сроки поставок увеличиваются. Компании переплачивают и теряют гибкость, потому что никто не проводит объективный анализ. 

Информационный хаос и невозможность увидеть тренд

Данные о надежности поставщика разрознены по всей компании. Информация о срывах сроков находится в Excel-таблице, данные о качестве — в почте, сведения о платежной дисциплине — в 1С, а результаты комплаенс-проверки хранятся в папке службы безопасности. Общей картины и негативного тренда не видит никто, что приводит к срыву поставок и убыткам.

Иллюзия низкой цены, скрывающая высокую стоимость владения 

В тендере может победить поставщик, предложивший цену на 5% ниже остальных. Но эта "экономия" может обернуться дополнительными расходами. Низкая цена часто скрывает задержки поставок или их долгий срок, высокий процент брака и невыгодные финансовые условия, например, требование 100% предоплаты. В итоге, реальная стоимость работы с таким партнером может оказаться выше, чем с его конкурентами. 

Методология оценки поставщика в нашей SRM-системе

Математическая модель

Формирование рейтинга требует наличия математической модели, способной взвешивать указанные характеристики. Эти веса определяют степень влияния каждого параметра на общую оценку в рейтинге поставщика.

Именно на основе этих весов и количественных показателей формируется рейтинг. Математическая модель позволяет не только объективно оценивать эффективность каждого участника, но и делает возможным принятие обоснованных решений при выборе поставщиков для конкретных закупок.  

Критерии

Оценка действующего поставщика проводится по основным критериям: качество, логистика и цена.

Оценка критерия "Качество" осуществляется на основе оценки качества поставляемых поставщиком товарно-материальных ценностей, включая работы, услуги и коммуникацию. Эта оценка учитывает процесс от отправки запроса поставщику, до момента когда мы получаем конечные товарно-материальные ценности. 

Критерий
Описание 
Несоответствие продукции
Процент несоответствующей продукции от всей продукции доставленной поставщиком за определенный период.
Количество рекламаций
Общее количество актов рекламации по продукции поставщика за определенный период.
Своевременность реагированияСвоевременность реагирования - в течении срока, с незначительными задержками, несвоевременно.

Критерий "Логистика" направлен на оценку всех аспектов логистики товарно-материальных ценностей, работ и услуг, касательно доставки товарно-материальных ценностей. Этот критерий оценивается на основе данных о задержках в поставках и логистических инцидентах.

Критерий
Описание 
Задержка поставок
Процент срока поставок от общего количества поставок за определенный период.
Количество логистических инцидентов
  • Количество неправильных заполнений документов;
  • Количество случаев несвоевременного предоставления документов;
  • Поставка излишков/недостача;
  • Повреждение целостности упаковки при доставке.

Критерий "Цена" проводит анализ всех прямых расходов, связанных с приобретением товарно-материальных ценностей, выполнением работ и предоставлением услуг. В рамках данного критерия также оцениваются условия оплаты предоставляемых товаров.

Критерий
Описание 
Цена
Цена договора в сравнении с ценой последней закупки аналогичной номенклатуры (ниже, выше или на уровне).
Условия оплаты
Условия договора предусматривают:
  • исключительную постоплату;
  • авансирование и постоплату;
  • исключительно предоплату.

Оценка ведется по 5 бальной шкале на основе всех 4-х критериев. Критерии настраиваются.

Обсудить внедрение SRM-системы

Ранжирование поставщиков

Оценка ведется по 5 бальной шкале.

В зависимости от количества набранных баллов поставщику присваивается ранг: 

Рейтинг “А” (5 баллов) - данный поставщик рекомендован к участию в тендерных процедурах;

Рейтинг “В” (4 балла) - данный поставщик рекомендован к участию в тендерных процедурах, возможна инициация программы улучшения отношений;

Рейтинг “С” (3 балла) - данный поставщик может принимать участие в тендерных процедурах, возможно, с ограниченным партнерством (с уменьшением количества заказов), либо рекомендуется рассмотреть возможность поиска альтернативного поставщика;

Рейтинг “D” (1-2 балла) - данный поставщик не рекомендован к участию в тендерных процедурах в случае, если поставщик сохраняет оценку D в течение трех последовательных оценок и при этом осуществляет поставки в течение данного периода. Рекомендован поиск альтернативного поставщика.

По умолчанию все поставщики имеют начальные 3 балла и рейтинг “С”.

Оценка начинается с рассылки запросов поставщикам. Если из 50 отправленных запросов, в ответ пришло 30 предложений, эти 30 поставщиков уже получают 1 дополнительный балл и рейтинг “В”. Соответственно, если поставщик не ответил на запрос, то 1 балл снимается и рейтинг становится “D”.

Далее рассматриваются предложения 30 поставщиков.

Если цена или сроки не подходят, баллы и рейтинг остаются начальные. Если поставщик сохраняет рейтинг “С” в течение трех последовательных оценок, то рекомендуется ограничить партнерство или сменить поставщика.

Если цена и сроки подходят и коммуникация с поставщиком оперативная, то добавляется балл и рейтинг становится “В”. При победе в тендере рейтинг поднимается до“А”.  

Результат на выходе — Интегральный паспорт поставщика

Вы получаете точный и актуальный «Интегральный паспорт поставщика» в интерфейсе SRM-системы. Это не статический отчет, а аналитическая панель, которая дает исчерпывающий ответ на вопрос: «Насколько выгодно и безопасно работать с этим партнером прямо сейчас?». 

Объективная оценка надежности и эффективности

Вместо субъективных суждений, вы получаете объективную, измеримую оценку надежности и эффективности. SRM-система агрегирует данные о качестве, логистике и цене, а ИИ-агент «Цифровой Комплаенс» предоставляет актуальный юридический статус. Эти данные формируют интегральный рейтинг (A, B, C, D), который позволяет за секунды понять общий уровень партнера и избежать рисков, основанных на личных связях.

Динамический контроль и выявление трендов

Все данные, влияющие на рейтинг, собираются в едином «Цифровом досье» поставщика. Это устраняет информационный хаос, когда данные разрознены по разным системам и папкам. Вы видите не только текущий балл, но и как он менялся со временем, что позволяет мгновенно выявить негативные тренды. SRM-система автоматически оповещает о существенных изменениях в рейтинге или комплаенс-статусе, позволяя оперативно реагировать и предотвращать риски.

Обоснованные решения и реальная экономия

Интегральный рейтинг помогает принимать решения, основанные на фактах, а не на иллюзии низкой цены. Вы можете выбирать партнера, учитывая не только стоимость, но и его надежность, условия оплаты и комплаенс-статус. Это позволяет избежать дополнительных расходов, связанных с браком, задержками или судебными издержками, и гарантирует, что реальная стоимость работы с поставщиком не будет выше, чем у его конкурентов.

Как меняется рабочий день вашего специалиста по закупкам

Сценарий «ДО»: Ручной труд, ошибки и личные убеждения

Совещание по выбору поставщика превращается в спор, основанный на личных убеждениях и разрозненной информации. Сотрудники отдела закупок тратят массу времени на сбор данных из разных источников: Excel, 1С, почты — чтобы аргументированно сформировать свою позицию перед РОЗом. Итоговое решение по выбору поставщика откладывается на дни, что приводит к задержкам и убыткам. Принимаются компромиссные или неоптимальные решения, которые могут привести к финансовым потерям. 

Сценарий «ПОСЛЕ»: Точность, эффективность и стратегическое управление  

Руководитель отдела закупок открывает SRM-систему, где каждый поставщик уже имеет «Интегральный паспорт». Вся информация о партнерах, включая рейтинг, комплаенс-статус и категория, уже собрана и проанализирована. Когда возникает необходимость в новой закупке, система с помощью ИИ-агента «Подбор Оптимальных Поставщиков» формирует релевантный шорт-лист, исключая неблагонадежных партнеров. РОЗ тратит время только на принятие финального решения, основанного на объективных данных, а не на догадках. Его роль меняется с арбитра в спорах на стратегического аналитика. 

Обсудить внедрение SRM-системы

План внедрения SRM-системы в департамент закупок/снабжения

Мы предлагаем прозрачный и пошаговый план внедрения SRM-Платформы в ваш департамент закупок/снабжения.

План внедрения SRM-системы в департамент закупок/снабжения

Готовы выстраивать отношения только с лучшими партнерами на рынке? 

SRM-система с актуальным рейтингом поставщиков — ваш инструмент для трансформации процесса выбора партнеров из субъективного мнения в точную, управляемую систему. Система автоматизирует сбор и анализ данных, обеспечивает прозрачность и помогает добиться измеримой экономии. Внедрение ИИ-агентов расширяет эти возможности, предоставляя вашей команде исключительно факты для принятия сильных решений.

CRM-форма появится здесь