Как организовать эффективные закупки с Битрикс24?

Битрикс24 как SRM
(Supplier Relationship Management)

ЕСЛИ...

Если в работе Вашего отдела закупок нет прозрачности и хаос преобладает

Если сроки поставок почти никогда не известны и не получается спланировать проект

Если пропускная способность отдела закупок не известна и всегда разная

Если запросы поставщикам закупщики направляют руками

А затем вручную разбирают ответы, заполняют сводную таблицу и тратят на это уйму времени

И как итог: Вы все равно не понимаете как исполняются закупки по спецификации и кто при этом свободен или загружен

то с нашим решением получится:

Автоматизировать рутину и высвободить ресурс

Снизить закупочные цены с помощью переторжки

Повысить прозрачность процессов закупки и понимать загрузку сотрудников в цифрах

Собирать ответы поставщиков в сводную таблицу без участия сотрудников и затрат на этот процесс

Упорядочить работу по договорам

Видеть цифры и принимать решения на основе данных

Ознакомиться с полным описанием нашей системы управления закупками на базе Битрикс24

Модель процесса закупок

В этой статье в упрощенной форме описываем компоненты решения для Битрикс24 для управления закупками.

Битрикс24 помогает в первую очередь управлять взаимоотношениями с Клиентами, то есть - это CRM.

Битрикс24 также помогает, когда в сделке закупаются товары или услуги для перепродажи и эта статья об этом. 

БАЗА ПОСТАВЩИКОВ В CRM БИТРИКС24

Компаний в CRM много, поэтому разделяем поставщиков и клиентов - определяем параметры и сегментируем эти две категории.

В CRM в поля карточки компании добавлены следующие параметры:

  1. В поле тип Компании добавлена позиция - Поставщик,
  2. Создано поле “Группа товаров/услуг Поставщика” с множественным выбором со значениями “Медицинское оборудование”, “Медицинская мебель”, “Ремонтные работы” и т.д.,
  3. Создано поле “Статус поставщика” со значениями “авторизован” и “запрещен”. 

ВОРОНКИ ДЛЯ РАБОТЫ С КЛИЕНТАМИ И ПОСТАВЩИКАМИ

Работа с заказами Клиентов идет в направлении сделок “Заказы Клиентов”. Это сделки с клиентами, где в процессе закупаются товары или услуги у поставщиков и затем отгружаются конечному клиенту.

Работа с поставщиками ведется в направлении “Закупки (договора)”.

Поясним, зачем нужны направления сделок в CRM? Направления с уникальной статусной моделью используют для управления сложными проектами, заказами на поставку и установку оборудования, заказами на оптовую поставку товара. То есть в тех ситуациях, когда модель продажи того или иного направления товаров / услуг отличаются процессом. 

ПРИЛОЖЕНИЕ “ЗАКУПКИ” В СДЕЛКЕ С КЛИЕНТОМ

Воронка сделок “Заказы Клиентов” предназначена для работы с Клиентами и имеет несколько стадий.
Кратко опишем, что делает сотрудник на каждой стадии:

  • Стадия “Новая” - для разбора запроса Клиента и определения параметров сделки,
  • Стадия “Запрос цен” - для получения информации о ценовых предложениях от поставщиков, формированию и отправки КП Клиенту,
  • Стадия “КП отправлено” - для работы с Клиентом по коммерческому предложению,
  • Стадия “Договор / счет” - для автоматического формирования и отправки договора и счета,
  • Стадия “Поставка” - для работы по логистике товаров и предоставлению услуг,
  • Стадия “Оригиналы документов” - для завершения и архивации документации по сделке,
  • Стадия “Успех” - мы выиграли сделку,
  • Стадия “Провал” - когда что-то пошло не так на одной из стадий.
Для работы в сделке с клиентами разработано приложение “Закупки”, которое также доступно в табе сделки.

На вкладке отображается оперативная информации о закупках и их статусах в табличной форме.

На любой стадии сделки доступна информацию о том, как отдел закупок работает по закупам для этой сделки. 

ИЗОБРАЖЕНИЕ ЭКРАНА ПРИЛОЖЕНИЯ - таб “Спецификация”

Ознакомиться с полным описанием нашей системы управления закупками на базе Битрикс24

Таблица закупки для Клиента - Спецификация

В приложении легко выполнить следующий шаги:

  1. Загрузить спецификацию из Excel или вручную,
  2. Организовать товары спецификации по категориям закупки,
  3. Когда лоты распределены по категориям, нажатием кнопки “Поставить в работу отдела закупок” создать сделки в Смарт-Процессе “Закупки-процедуры” для дальнейшей работы специалистов отдела. 

Таблица закупки для Клиента - Спецификация

Приложение отображает как идет работа с закупками и поставщиками в отделе закупок, ответственного за закупку, цену каждого лота, условия и сроки поставки.

Таблица закупки для Клиента - Спецификация - статус 2

Задача закупщика оценить лоты и получить выгодные условия поставщиков.

Приложение автоматически сформирует коммерческое предложение для клиента с ценами и условиями и на это не потребуется тратить время. 

Смарт-процесс “Закупки (процедуры)”

Смарт процесс и приложение для закупщиков, которое мы разработали, помогает работать без рутинных действий и быстрее чем раньше.

Смарт-процесс делает работу отдела прозрачной и оцифрованной - теперь руководителю видно, где узкое горлышко. Канбан процесса разделен на стадии. На каждой стадии Битрикс24 выдает набор задач, которые выполняют закупщики для достижения результата.

Коротко опишем, что делает закупщик на каждой из стадий: 

СТАДИЯ НОВАЯ ЗАКУПКА

Закупщик изучает лоты, определяет параметры закупки. Создает новый шаблон или использует готовый, чтобы сделать автоматическую рассылку запросов поставщикам. Добавляет поставщиков из CRM, из категории или списком и отправляет рассылку одним нажатием кнопки.

Если закупщик добавил поставщиков списком email адресов, то приложение создаст Компанию с типом “Поставщик” в Базе CRM на каждый адрес.

Каждый запрос поставщику будет создан как исходящее письмо в тайм-лайне сделки. Код отслеживания, заложенный в письмо, позволит, в случае ответа поставщика по email, закрепить ответ за данным смарт-процессом. 

СТАДИЯ ЗАПРОС КП

Закупщик получает все ответы от поставщиков, анализирует данные в удобной таблице.
При необходимости, а чаще всего почти в каждом случае, направляем закупку на переторжку: предлагаем поставщикам информацию о текущей рыночной стоимости и предлагаем еще снизить цену. 

СТАДИЯ ПЕРЕТОРЖКА

Смарт-процесс стоит в этой стадии, если идет процедура переторжки.

СТАДИЯ ВЫБОР ПОБЕДИТЕЛЕЙ

Принимается финальное решение о победителе для каждого лота закупки. После выбора победителя переходим в следующую стадию.

СТАДИЯ СОГЛАСОВАНИЕ

Ожидаем решения, которое принимается Клиентом в родительской сделке, и если оно положительное, направляем процесс в стадию “В Закупки”.

СТАДИЯ В ЗАКУПКИ

Автоматически создаем сделки с поставщиками, чтобы провести с ними договорную работу и отследить поставку.

Стадия Успех

Успешное завершение смарт-процессы закупки.

СТАДИЯ ПРОВАЛ

Группа стадий провал предназначена для закупок, которые не были согласованы клиентом по тем или иным причинам.

Приложение “Закупки” для работы с Поставщиками
в смарт-процессе “Закупки (процедуры)”

Для автоматизации работы на стадиях в смарт-процесс также встроено приложение. Экраны приложения позволяют настроить закупку, подготовить рассылку и собрать ответы на запросы в удобную таблицу для анализа.

Спецификация

На экране изучаем состав закупки для того, чтобы грамотно задать параметры рассылки и выбрать поставщиков на следующих экранах.

Спецификация

Ознакомиться с полным описанием нашей системы управления закупками на базе Битрикс24

ПАРАМЕТРЫ ЗАКУПКИ

На экране “Параметры закупки” определяем, от какого юридического лица запрашиваем ценовые предложения и какой шаблон письма разошлем Поставщикам.

Параметры закупки

Рассылка поставщикам

На экране “Рассылка поставщикам” добавляем поставщиков в список рассылки. Как рассказывали выше, поставщиков можно выбрать из Базы Компаний в CRM, можно выбрать всех поставщиков для определенной категории, можно загрузить списком email адреса.

Рассылка поставщикам 

Запрос поставщику

После отправки рассылки, каждому поставщику приходит письмо с подробной информацией о закупке. Поставщику предлагается перейти на веб страницу, где нужно ввести условия поставки и цены на позиции.

Такой подход позволяет поставщику удобно и быстро оценить лоты, а закупщику использовать информацию в готовом для работы виде. 

Запрос поставщику

В случае если поставщик нажимает кнопку “СПАСИБО, НЕ ИНТЕРЕСНО” - этот ответ так же фиксируется в системе.

Веб-Страница ответа от Поставщика

Поставщик вводит параметры поставки и цены на лоты на специальной веб-странице.

Веб-Страница ответа от Поставщика

Эта информация напрямую попадает в Битрикс24, где автоматически формируется таблица для анализа ответов поставщиков.

Сравнительная таблица предложений поставщиков

Закупщик принимает решение о выборе победителя с помощью сравнительной таблицы. Таблица формируется автоматически на основании полученной от поставщиков информации.

Победителем можно назначить поставщика по всем лотам, а также для каждого лота отдельно. 

Сравнительная таблица предложений поставщиков

Выбор победителей

После выбора победителей смарт-процесс процедуры закупки переходит в стадию “Согласование”.

Менеджер по сделке с Клиентом, который инициировал процедуру закупки, получает уведомление и формирует коммерческое предложение. 

Сделки “Закупки (договора)”

В процессе работы с клиентом менеджер подтверждает согласование условий поставки по закупкам. Сделка с клиентом переходит в стадию “Договор, счет”.

Это событие в системе так же переводит процедуры закупок по сделкам в стадию “В закупки”, что вызывает автоматическое создание сделок с победителями в воронке работы с поставщиками. Эта воронка нужна для упорядочения работы с поставщиками.

Кратко разберем задачи каждой из стадий воронки. Для простоты изложения разберем только тот вариант работы с поставщиком, когда предоплата 50 на 50. 

Стадия “Новый договор”

На стадии выставляем задачу менеджеру по закупкам - подписать договор с поставщиком, получить счет, направить его через согласование в бухгалтерию. 

Стадия “Предоплачен” 

Когда в бухгалтерии предоплачен счет, направляем п/п поставщику. 

Стадия “Ожидает поставки”

На данной стадии ожидаем и контролируем даты поставки.

Стадия “Оплачено, закрывающие документы”

По факту поставки принимаем закрывающие документы, прикладываем в поля сделки. Формируется автоматический запрос в бухгалтерию для приема сканов документов и финального расчета с поставщиком.

Стадия “Успех”  

Сделка переходит в эту стадию, если все прошло успешно.

СТАДИЯ “ПРОВАЛ”

В эту стадию сделка попадает, если что-то пошло не так.

ИТОГИ 

Основные процессы продаж и закупок оцифрованы и прозрачны, 

Ручные операции по максимуму исключены, 

Менеджеры по продажам и закупкам позитивно воспринимают систему, 

Скорость проведения закупочных процедур увеличилась на 30%, 

Среднее время от поступления запроса от клиента, до отправки КП снизилось с 36 до 16 часов, 

Отделы продаж и закупок приводят в успех на 65% больше сделок.

Ознакомиться с полным описанием нашей системы управления закупками на базе Битрикс24

Другие бизнес-задачи по теме Закупок

  1. Отчетность по воронкам “Закупки (процедуры)” и “Закупки (договора)” в разрезе сделок с Клиентами/групп закупок, закупщиков, поставщиков,
  2. Система KPI для отдела закупок,
  3. Автоматическая выгрузка Закупок и ЛОТов на корпоративный сайт Заказчика в раздел Закупки,
  4. Бизнес-процесс согласования поставщика к работе,
  5. Бизнес-процесс согласования договоров и допсоглашений с поставщиками,
  6. Интеграция с сервисом проверки контрагентов и сервисом СБ на аутсорсе,
  7. Автоматическая генерация договоров, протоколов и иных документов по процессам,
  8. Интеграция с ЭТП ведущих национальных торговых операторов. 

Хотите также? 

Разработаем решение для работы с закупками для вашего Битрикс24, адаптируем с учетом специфики деятельности именно Вашей компании.

Получить бесплатную консультацию

Проведем консультацию по процессам из этого кейса.

ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ

НАПИШИТЕ НАМ

Будем рады оказаться полезными